Следует помнить, что подростковый возраст - это один из важнейших жизненных периодов человека, когда формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Именно в этот период происходит образование собственной иерархии ценностей, формирование воли, становление личности. И от того, как ребенок пройдет этот непростой период, с каким багажом ценностей и поведенческих навыков он оттуда выйдет, в полной мере зависит от родителей, то есть от вас.
Основная особенность подросткового возраста - это резкие гормональные и функциональные изменения в организме, что не может не отражаться на психике. Соответственно, стиль взаимодействия с подростком должен отличаться от стиля взаимодействия с младшим школьником. Следовательно, родителям необходимо перестраиваться на другие формы взаимодействия.
В этом возрасте подростки становятся эмоционально неустойчивыми, чрезвычайно уязвимыми и ранимыми. Поэтому родителям необходимо следить за тем, как они разговаривают (стиль, манера), и что говорят своему ребенку. Родителям необходимо помнить, что время монологов ушло, вместе с взрослением ребенка наступило время разговоров на равных, то есть время диалогов.
✓ Необходимо больше интересоваться мнением взрослеющего человека о повседневной жизни семьи. Чаще спрашивать совета, например, о серьезных покупках, о планировании расходов, о предстоящем ремонте, о поездках и т.п. Можно задавать вопросы из серии: «А почему ты так считаешь?», «А как ты думаешь?» и т.п. Можно просто сказать подростку: «Нужен твой совет» или «Посоветуй мне, пожалуйста». Важно обязательно прислушиваться к его мнению. Ребенок должен чувствовать: его мнение вам интересно не только на бытовом, но и на глобальном уровне. Поэтому здесь уместны беседы не только о повседневной жизни и быте семьи, но и о жизни в целом. Только так можно создать атмосферу доверия.
✓ Необходимо учесть, что в подростковый период происходит становление самооценки. Особенно важна для подростка оценка его внешности, его внутренних качеств, поэтому следует быть очень осторожным в критике. Крайне важно не сравнивать подростка с другими, не критиковать его в присутствии друзей и других взрослых, не рассказывать истории про то, каким он был маленьким и какие глупости совершал. Все это может легко лишить вас его доверия. Доверительность в отношениях между вами и вашим подростком развивает у него самоуважение, чувство собственного достоинства, помогает снимать напряжение, усиливает чувство безопасности и эмоционального комфорта, обучает умению устанавливать хорошие отношения с другими людьми.
✓ Родителям необходимо быть в курсе молодежных тенденций (чем увлекаются, что в моде, какую музыку слушают, кто пользуется успехом, и т.п.). Только так можно выстроить откровенный разговор с ребенком, предложив, например, ему некую альтернативу негативным ценностям, но в его системе координат, а не в своей.
Дети в этом возрасте социально активны, им всегда хочется поделиться своим мнением с кем-то. Будьте благодарным слушателем! Если есть необходимость - деликатно, но убедительно отстаивайте свою точку зрения, потому что соглашательство может напомнить подростку о равнодушии.
В подростковом возрасте хочется изменить весь мир. Если у вас этот случай - вы счастливый родитель! Ваш ребенок активен, полон энергии, инициативен. Однако родителям необходимо избегать насмешек и уничижения. Одна неверная интонация - и родитель легко потеряет доверие, которого так долго добивался. Необходимо поддерживать стремления подростка к общественной жизни, расширению сферы увлечений. Главное, чтобы все это не носило негативный характер.
✓ Ваш подросток ждет от вас поддержки, поэтому необходимо его чаще хвалить, даже если кажется, что не за что. Простые родительские фразы: «Спасибо, что помог», «Что бы я без тебя делал», «Молодец» - крайне важны для подростка.
✓ Подростковый возраст — это возраст стремлений к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативы, жажды деятельности. Подросток накапливает опыт переживания различных эмоций, старается получить как можно больше разных впечатлений и ощущений. Считая, что с ним не может произойти ничего плохого, он иногда совершает неоправданно рискованные поступки. Поэтому важно помочь вашему ребенку осознать, какие его поступки могут оказаться рискованными, и выработать правила безопасного поведения.
Родителю важно понять, что для подростков понижается значимость общения в семейном кругу, возрастает роль друзей, сверстников. Стремление к принятию в кругу друзей способствует и принятию тех ценностей и правил, которые существуют в его компании, а ценности и правила взрослых подвергаются критике, сомнению, и сохраняют свое влияние на подростка только в том случае, если они значимы и за пределами семьи. В противном случае они могут вызывать протест. Например, если в компании считается «крутым» пить пиво, то с большой вероятностью подросток последует примеру своих друзей. Однако снижение авторитета взрослых имеет лишь временный характер, а снижения авторитета значимых взрослых не происходит вовсе. По мере взросления и столкновения подростка с житейскими трудностями, авторитет взрослых начинает расти
Что нужно знать о физиологии подростка для того, чтобы лучше его понимать?
Поведение подростка |
Физиологические изменения, происходящие в головном мозге |
Как это учитывается при проведении беседы |
Неустойчивое, непродолжительное внимание, быстро отвлекается. |
Сокращается центр активности доминирующего центра коры головного мозга. |
Требуется переключение на другой вид деятельности (лучше свободно беседовать, играть, чем читать лекцию). |
Ухудшается понимание излагаемого материала и усвоение информации. |
Ухудшается способность к пониманию информации. |
Важно спрашивать, что он понял и пересказал своими словами. Использовать больше ярких и понятных примеров и фактов. |
Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопрос, не сразу начинает выполнять задание. |
Увеличивается скрытый период рефлекторных реакций в головном мозге. |
Не торопить подростка во время работы. Не торопить с ответом. Дать ему дополнительное время. Учитывать эту особенность при планировании времени беседы. |
Подросток плохо владеет своими эмоциями. Не может контролировать проявление как положительных, так и отрицательных эмоций. |
Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга. |
Относиться к проявлению эмоций с пониманием. Не оценивать. Не заражаться отрицательными эмоциями от подростка. В конфликтных ситуациях переключать внимание на что-то другое. |
Речь может быть замедленной, краткой, стереотипной.У подростка плохое понимание словесной информации. |
Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. |
Необходимо проявить терпение в процессе беседы. Не требовать от подростка развернутых комментариев по теме беседы. Не торопить, когда ему трудно подобрать нужные слова. |